Папам - мамам

                                                  

             МОУ СОШ №4 «Центр образования»   

Папам - мамам

 

Право не читать: что из этого следует

 

   Начну с мнения восьмиклассника: «Я не читаю книг, - пишет он,- во – первых, потому что они навязывают своё мнение. Во – вторых, авторы искажают действительность, придумывая то, что не существует. А в – третьих, мне интересней получать информацию из других источников. Например, посидеть в Интернете, посмотреть телевизор, встретиться с интересным человеком. От этого получаешь больше удовольствия, чем от книги. Ещё не надо забывать о друзьях, с которыми можно послушать музыку, сходить в кино. Я активный человек, сидеть и читать не для меня. Я жалею, тех, кто читает. Они вредят здоровью. Вот почему я не читаю книг»

 И так рассуждает не только  мальчик с юношеским максимализмом в душе. С высоких трибун звучат слова, что книга перестала быть единственным источником знаний. Таких источников много: кино, телевидение, компьютер, музыка, учитель, друг и все они равноправные. Исследования учёных говорят следующее, что если человек не читает, то снижается скорость биотоков в мозгу. Неработающий в полную силу мозг ослабевает, атрофируется «заболевает». Заболевание мозга перекидывается прежде всего в нравственную сферу. Как говорил Ф. Тютчев: «Всякое послабление умственной жизни общества неизбежно влечёт за собой усиление материальных наклонностей и гнусно – эгоистических инстинктов»

     Именно чтение, более чем что – либо другое даёт максимальную нагрузку мозгу человека, спасает его от душевной чёрствости, нетерпимости, от интеллектуального оскудения. Ведь нечитающих, ущербных душой солдат, в ком не выработаны навыки самостоятельной мысли, формируемые в процессе чтения, легче вовлечь в дедовщину, в те или иные группировки, легче натравить на людей иного цвета кожи, спровоцировать их деструктивное поведение.

    Неумение сегодняшних молодых выразить себя в слове – стало приметой времени. Известная молодая актриса, участвуя в интеллектуальной игре «Кто хочет стать миллионером», не смогла  вспомнить героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Показателен её ответ на вопрос ведущего: «Читали ли вы роман?» - «Вы, что издеваетесь? – конечно, нет!» - гордо заявила она, человек, имеющий высшее актёрское образование. Заметим, нечтение стало возводиться в достоинство.

 Подтвердил это и Михаил  Задорнов. Он как – то из любопытства спросил девушку, с которой оказался рядом в транспорте: «Что вы читаете? И получил ответ: «Дура я, что ли чтобы читать!» Вот такую резолюцию чтению – читают только дураки – выносит и наша молодежь, из которой со временем будут отцы и матери.

 Да ребёнок имеет право не читать, как и читать. Но тогда он стоит перед выбором, более важным - выбором собственной жизненной судьбы. Кем и каким быть. Быть ли уважаемым членом общества, двигающим прогресс, подниматься до высот культуры или погрязнуть в потребительстве, быть созидателем  человеческих ценностей или разрушителем их. Самому ребёнку с его малым жизненным опытом этот выбор осуществить сложно. Он не предвидит его последствий. Реальная жизнь, экран телевизора и Интернет формируют у него идеалы не только благородных людей, но и «отморозков», «ночных бабочек», бандитов, фанатов, скинхедов, сатанистов. У учёных даже возник новый термин – «социальная экология», от которой зависит здоровье общества и даже жизнь на Земле. Если мы не сумеем негативные идеалы молодёжи превратить в позитивные, Россию ждёт печальное будущее. И. здесь мы опять выходим на чтение как на спасательный круг для отдельного человека и страны в целом. 

    Для социальной сохранности детей нужно чтение высокого нравственного уровня. Что и КАК читать. Нынешние дети – заложники низкопробной «рыночной» литературы. Из средства гармоничного развития сердца и разума книга превратилась в средство, которое подчас стимулирует эгоистические инстинкты, идеализирует, идеализирует модель  праздного поведения. В этом случае, стоит согласиться с позицией Белинского, утверждавшего, что лучше ничего не читать, чем читать плохую литературу.

 Чтению, возвышающую личность нет альтернативы. Оно спасительный круг для  ребёнка. Чтение великой литературы способно рождать великих людей.

  Всё светлое, чистое, высокое и человечное в человеке зарождается с голоса читающей матери, а позже  - в самостоятельном чтении. Ибо в основе чтения лежит  Слово, сверкающее всеми красками, всеми оттенками чувств, всем богатством человеческой души и интеллекта.

 Разобраться, в праве читать или не читать и его последствиях сам ребёнок, пока мал, не может. Помочь ему осознать это, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых, будь то родитель, писатель, издатель,  учитель, библиотекарь, задача всех, кто верит в  силу чтения и болеет душой за будущее своего ребёнка.

 

 Из статьи И. И. Тихомировой, преподавателя Санкт-Пететербургского государственного университета культуры и искусств

 

      Книги для вас!

·                                 Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. – М.: РОСМЭН, 1996.

·                                 Вачков И. Психология для малышей. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. 

·                                 Венгер Л. Вот и вышел человечек… - М.: Карапуз, 2010.

·                                 Пеннак Д. Как роман. – М.: Самокат, 2010. 

·                                 Дайте жить детям. – М.: КАРАПУЗ, 2010. 

·                                 Эберли Ш. 365 главных правил этикета для детей и их родителей. – М., РИПОЛ классик, 2005. 

·                                 Левин Д., Килборн Дж. Сексуальные, но еще не взрослые. – М.: Ломоносовъ, 2010. 

·                                 Эрзяйкин П. Ваши дети – не ваши дети. М.: РИПОЛ классик, 2010. 

·                                 Кон И. Мальчик – отец мужчины. – М.: Время, 2010.

                                                             

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"
Хостинг от uCoz